Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
Get Adobe Flash player

Утренняя зарядка для ребенка



 Много всего сказано в пользу утренней зарядки. Она рекомендована всем, независимо от возраста человека и других физических нагрузок. И уж тем более она полезна самым маленьким. Приучая детей с малых лет выполнять утренние упражнения, вы на все будущие годы закладываете фундамент, вырабатывая привычку делать утреннюю зарядку. И, разумеется, вместе с ними занимаетесь и сами.

Что дает зарядка.

Малыш просыпается с помощью утренней зарядки, получает заряд бодрости на целый день, у него укрепляются мышцы, суставы и связки, позвоночник и иммунная система, улучшается аппетит, сон, ускоряется кровообращение, совершенствуются нервные процессы, ускоряется рост, способствует умственному развитию. Одна лишь польза.

                                                                Главные правила.

Вводить зарядку в распорядок дня ребенка можно с двухлетнего возраста. Выполнять упражнения следует каждое утро (не считая периоды болезни малыша) всегда в одно время: после сна, натощак, в проветренном помещении. Одежда ребенка не должна сковывать его движений, а лучше и вовсе проводить зарядку в трусиках и босиком. В детской зарядке не должны использоваться гантели и другие утяжелители. Нельзя перенапрягать малыша – зарядка должна продолжаться примерно 5 минут, и нужно строго следить за его осанкой, правильным исполнением упражнений и дыханием. 

Мотивация.

Так как объяснить маленькому ребенку, что зарядка очень полезна для его организма, пока невозможно, лучшей мотивацией малыша к зарядке является личный пример. Детям свойственно повторять все за взрослыми, и если ребенок увидит, с каким удовольствием вы делаете зарядку, он обязательно присоединится к вам. Проводите зарядку под любимую музыку своего чада, и сделайте упражнения своеобразным ритуалом – пусть это будет игра. Тогда утренняя зарядка станет малышу в радость. 

Упражнения.

Зарядку для детей, как и для взрослых, следует начинать с проведения разминки. Она может состоять из таких упражнений, как потягивания в сторону и вверх. Они помогают пробудиться и растянуть позвоночник

Не забудьте про «дрожалки», когда ребенок в лежачем положении быстро трясет свои ножки и ручки. Это упражнение улучшает кровообращение и оказывает пользу капиллярам. 

Следующая стадия зарядки – разогрев, например, ходьба на месте или по периметру комнаты. Также сюда можно добавить ходьбу на носочках, пятках, внешней и внутренней стороне стопы. Это предотвратит появление плоскостопия и сформирует нормальное развитие ножных мышц. 

Главная часть зарядки должна состоять из упражнений, выполняемых с нарастающей интенсивностью, которые укрепляют мышцы, суставы и сухожилия. В их число входят приседания, укрепляющие мышцы ног и спины, наклоны вперед/назад, укрепляющие мышцы спины и брюшного пресса, наклоны в стороны, способствующие укреплению боковых мышц туловища, махи руками и ногами, придающие суставам эластичность, а также отжимания, развивающие плечевой пояс и спину. 

Заключительным этапом зарядки должна быть ходьба на месте, сопровождающаяся подниманием и опусканием обеих рук через стороны. Это успокоит сердцебиение и нормализует дыхание

И учтите: чтобы ребенок рос здоровым и крепким, нужно, чтобы он обязательно делал зарядку по утрам и занимался спортом. Для маленьких детей отлично подходят следующие виды спорта: художественная и спортивная гимнастика, плаванье, конькобежный спорт и фигурное катание, легкая атлетика, спортивные танцы и все виды командного спорта.



Физкультура для детей от 0 до 12 месяцев



Физкультура для детей всех возрастов, начиная с младенческого, имеет огромное значение. Даже, наверное, намного большее, чем для взрослых. Ведь детство – это время роста и становления всех систем организма.

Физкультура для детей до года жизни невероятно благоприятным образом влияет на физическое и психическое развитие. Физкультура для детей способствует своевременному возникновению двигательных и речевых навыков, их правильному развитию и совершенствованию.

Особенно необходима физкультура для детей с плохим аппетитом, малоподвижных, недоношенных, находящихся на искусственном вскармливании, нервно возбудимых, перенесших болезни. А также физкультура для детей особенно необходима тем, кто имеет какие-либо отклонения в физическом или психическом развитии.

Физкультура для детей до года жизни включает рефлекторные, пассивные и активные упражнения. Рефлекторные упражнения – это неосознанные движения, которые совершает ребенок в ответ на какое-либо раздражение. Пассивные упражнения – это когда занимающийся с ребенком сам делает упражнения за него. А активные упражнения – это те, которые ребенок выполняет самостоятельно. А также физкультура для детей сопровождается массажем.

 Физкультура для детей от 1,5 до 3-х месяцев. В этом возрасте у детей повышен тонус мышц, выявляются некоторые врожденные рефлексы. В это время используют только рефлекторные упражнения. Физкультура для детей рекомендует следующие упражнения:

  • -разгибание позвоночника – рефлекс вызывают, проводя двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника от ягодиц до плечевого пояса, при этом ребенок лежит на боку (выполнять по 2-3 раза на каждом боку);
  • -поднимание головы – рефлекс вызывают, поднимая ребенка, лежащего на животе на одной ладони, придерживая за стопы и голени другой (1-2 раза);
  • -сгибание и разгибание пальцев стопы – рефлекс вызывают, захватив ноги ребенка одной рукой, а другой сначала надавливая на подошву у корней пальцев, а потом проводя пальцем по наружному краю стопы (3-4 раза);
  • -«пританцовывание» - рефлекс вызывают, поддерживая ребенка под мышки и ставя на стол (4-6 раз)

Физкультура для детей от 3-х до 4-х месяцев. В этом возрасте устанавливается равновесие тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук. Вводят пассивные упражнения. Физкультура для детей рекомендует:

  • -скрещивание рук на груди – пассивное упражнение, совершаемое в положении ребенка на спине (4-6 раз);
  • -поворот со спины на живот вправо и в влево – пассивное упражнение, для которого удерживают ребенка одной рукой за стопы, а другой за согнутую в локте сначала одну, затем другую руку (1-2 раза);
  • -разгибание позвоночника и ног – рефлекторное упражнение, для которого нужно, удерживая ребенка одной рукой под живот, а другой за ноги, поднимать его над столом (2-3 раза);
  • -отведение и приведение стоп – рефлекторное упражнение, для которого нужно положить ребенка на спину и пальцем проводить с легким нажимом по краю и вокруг стопы (2-3 раза);
  • -«пританцовывание» (6-8 раз).

Физкультура для детей от 4-х до 5 месяцев. В этом возрасте устанавливается тонус мышц ног и шеи. Физкультура для детей этого возраста рекомендует следующие упражнения:

  • -скрещивание рук на груди со сгибанием и разгибанием – пассивное упражнение дополняют сгибанием и разгибанием рук (6-8 раз);
  • -сгибание головы, позвоночника и ног в положении ребенка на спине – рефлекторное упражнение, при котором нужно взять ребенка под спину и ягодицы и удерживать над столом (1-2 раза);
  • -«топание» - пассивное упражнение, для которого нужно обхватить голени ребенка руками, сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах, опускать стопы на стол попеременно и обе стопы сразу (8-12 раз);
  • -поворот со спины на живот вправо и влево – рефлекторное упражнение (1-2 раза);
  • -разгибание позвоночника и ног – рефлекторное упражнение, при котором ребенка приподнимают, держа под живот (1-2 раза);
  • -«присаживание» - пассивное упражнение, для которого берут руки лежащего на спине ребенка выше кисти, отводят в стороны и слегка тянут (2-3 раза);
  • -приподнимание ребенка на ноги – пассивное упражнение, для которого ребенка кладут на живот, а затем отводят руки, согнутые в локтях, назад (2-3 раза);
  • -«переступание» - активное упражнение, для которого держат ребенка под мышки и приставляют стопами к столу (1 раз).

 Физкультура для детей от 6-ти до 9-ти месяцев. В этом возрасте развиваются произвольные движения. В комплекс вводят активные упражнения, побуждающие ребенка ползать, сидеть и стоять. Физкультура для детей рекомендует:

  • -поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах – пассивное упражнение, которое делается из положения на спине (4-6 раз);
  • -поднимание прямых ног – пассивное упражнение, для которого нужно руками зафиксировать колени и поднимать ноги до вертикального положения (4-6 раз);
  • -круговые движения ног в тазобедренных суставах – пассивное упражнение, делается из положения на спине (4-6 раз);
  • -поворот со спины на живот вправо и влево – рефлекторное упражнение (1-2 раза);
  • -отведение плеч назад до сведения лопаток – пассивное упражнение, для которого нужно положить ребенка на живот и отводить его руки назад (1-3 раза);
  • -сгибание и разгибание ног – пассивное упражнение, делается из положения на спине (3-5 раз);
  • -ползание – активное упражнение, для которого перед ребенком нужно положить яркую игрушку, а стопы зафиксировать так, чтобы ноги были согнуты в коленных и тазобедренных суставах (4-6 раз).

Физкультура для детей от 9-ти до 12-ти месяцев. В этом возрасте развиваются координированные движения, стремление ребенка к ходьбе. Физкультура для детей рекомендует использовать следующие упражнения:

  • сгибание и разгибание ног – активное упражнение, выполняется из любого положения (5-6 раз);
  • вставание на ноги – активное упражнение, для него нужно лишь поддерживать и направлять ребенка, (1-2 раза);
  • наклон и выпрямление туловища в положении стоя – активное упражнение, для которого ребенка прислоняют спиной к взрослому, у ног кладут игрушку, и предлагают ребенку ее поднять (2-3 раза);
  • доставание игрушки – активное упражнение, аналогичное предыдущему, с той лишь разницей, что игрушку располагают на уровне плеч ребенка (4-6 раз);
  • сгибание и разгибание рук – активное упражнение, для которого ребенку предлагают обхватить кольца и тянут за них, сгибая и разгибая руки (5-6 раз);
  • приседание – активное упражнение, при котором предлагают ребенку присесть, придерживая и помогая;
  • ходьба – активное упражнение (1-2 минуты).

Физкультура для детей должна иметь ежедневный характер и доставлять ребенку радость. Попросите педиатра показать вам все эти упражнения, и только затем выполняйте их дома сами.

Что касается детей с отклонениями в здоровье, то, чтобы физкультура для детей дала положительные результаты, необходимо проводить их в строгом соответствии с рекомендациями лечащего врача, то есть с учетом особенностей патологии, возраста и индивидуальных особенностей ребенка.



ПЛОСКОСТОПИЕ



 Плоскостопие - уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп, возможно сочетание обоих видов деформации стопы. При этом стопа соприкасается с полом (землей) почти всей своей поверхностью, а ее отпечаток лишен характерной внутренней выемки.

Плоскостопие развивается чаще в детстве, когда нагрузки на стопу не соответствуют выносливости его мышц, связок, костей, чему способствует рахит, излишняя масса тела ребенка и др.

У взрослых развитию плоскостопия способствует длительное пребывание на ногах, тяжелый физический труд, ношение неправильно подобранной обуви, травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки. Врожденное плоскостопие наблюдается редко.

Наиболее ранние признаки плоскостопия - ноющая боль в стопе, мышце голени, бедра, в пояснице. В дальнейшем стопа деформируется, удлиняется и расширяется в средней части.

В профилактике плоскостопия большее значение имеет регулярное занятие физкультурой и спортом. При наличии предрасположенности к плоскостопию рекомендуются занятия плаванием, а виды спорта, связанные с усиленной нагрузкой на ноги (например: тяжелая атлетика, бег, конькобежный спорт и др.) ИСКЛЮЧАЮТСЯ.

В теплое время года полезно ходить по песку, рыхлому грунту. Важную роль в профилактике плоскостопия играет правильный выбор обуви: размер должен точно соответствовать форме стоп - она не должна быть тесной или слишком просторной, высота каблука не более 3-4 см. Длительное ношение обуви на высоких каблуках способствует развитию поперечного плоскостопия. Детям следует носить обувь на твердой подошве с небольшим каблуком (высота 1-2 см) и устойчивым задником. Необходимо следить за осанкой детей, обращать внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо, при ходьбе не разводили широко носки ног.

Лечение и профилактика плоскостопия наиболее эффективны в детском возрасте. Индивидуально подобранные упражнения следует сочетать с упражнениями мышц и связки ног. Рекомендуется также ежедневные теплые (температура 35-36°С)  ножные ванны и массаж ног (поглаживание, растирание, разминание). Массировать следует преимущественно внутренние поверхности голени и подошвенные поверхности стоп. Массаж голени производят в направлении от голеностопного сустава к коленному суставу, а стоп — от пальцев к пятке.

СОВЕТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТПИЯ

• Побуждайте грудного младенца ползать как можно больше;
• Детей грудного возраста нельзя рано ставить на ноги, обучать без поддержки;
• При гимнастике и массаже грудничков обращайте внимание на укрепление связок и мышц стопы и голени;
• Благотворно влияет на формирование стопы ранее плавание;
• Очень полезны ежедневные сначала теплые (36° - 37°), а затем прохладные ножные ванночки на 10-15 минут. После ванночки надо сделать массаж и гимнастику ног, насухо вытерев их и смазав питательным кремом;
• Вырабатывайте у детей навыки правильной осанки и походку без излишнего разведения ног;
• Прекрасно укрепляет стопы ходьба босиком по рыхлой почве, песку, гальке, скошенной траве, ребристой доске, по бревну, по поролоновому матрацу;
• Выбирайте обувь для малыша с твердой подошвой, с небольшим каблучком и шнуровкой и обязательно соответствующего размера, а не на вырост. Обувь с плоской подошвой, мягкие, особенно резиновые, тапочки, валенки вредны для ног;
• Не рекомендуется длительная ходьба босиком или в обуви с мягкой подошвой на утоптанной почве, камня, асфальту;
• Вредно в помещении находиться подолгу в утепленной обуви;
• Старайтесь, чтобы ребенок избегал длительного стояния (особенно с сильно разведенными стопами) и отягощения большими грузами;
• Если же вашему ребенку приходиться долго стоять, полезно для снижения утомления время нагрузки на наружный край стопы (косолапить);
• При появлении чувства утомления в ногах, при неприятных ощущениях в мышцах голени или в стопе ребенку нужно сделать массаж (самомассаж) голени и стопы. Его надо проводить и перед гимнастикой;
• При выраженном плоскостопии и упорных болях в голенях и стопах в обувь надо вкладывать стельки - супинаторы, поддерживающие свод стопы, в некоторых случаях, по совету врача - ортопеда, для ребенка заказывается специальная обувь.
Игры для профилактики плоскостопия.
Рекомендуется игры с ходьбой на наружных краях стоп и на носках, со сгибанием пальцев ног, захватывание пальцами ног различных предметов, приседание носки внутрь (пятки разведены).

Игра «Ну-ка донеси»
В зале дети сидят на стульях, у каждого ребенка под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, не разу не уронив ее, дотащить любыми способами (скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой.

Игра «Ловкие ноги»

Дети сидят на полу, руки за туловищем, кистями опираются о пол. Между широко расставленными ногами палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки. Правую ногу перевести в И.п., потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки.
Можно усложнить: перенести обе ноги с платком вправо и влево, выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки. Выполняя упражнение, можно приговаривать:
Я платок возьму ногой,
Поднесу его к другой,
Я несу, несу, не сплю,
Палку я не зацеплю.

Игра «Великан и карлик»
Игровые упражнения, описанные ниже, проводятся в общем комплексе по команде инструктора. Победителями являются дети, которые, не сбиваясь, наиболее четко и красиво выполняют упражнения. Инструктор обязательно должен отметить детей, которые правильно выполняют игровые упражнения.
«Великан» - ходить, приподнимаясь на носки, как можно выше.
«Карлик» - ходить, согнув ноги в коленях.
«Маленький - большой» - по сигналу, как можно ниже присесть, а затем быстро выпрямится.
«Лошадь» - двигаться по кругу, подражая ходу лошади, в различных темпах: шагом, рысью, галопом.



Консультация: «Правильная осанка – это просто!»



ОСАНКА - привычное положение тела стоящего человека. На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник, так как он является основным костным стержнем и связующим звеном костей скелета. Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки, естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.

Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб
распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается
гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к
тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы
позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по
«нарастающей». То есть больше всего нагружается поясничный отдел,
особенно сидя.      Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и

противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся. Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.

Нарушение осанки сказывается не только на внешнем виде (сутулая спина и плечи, опушенная голова, ассиметрия плеч, деформация грудной клетки), но и на состоянии прикуса (смыкание челюстей), работе сердца, легких, желудка, печени, кишечника и других внутренних органов ребенка, а также на зрении.

Причины и факторы, способствующие нарушениям осанки:

    • Ø Нерациональный режим

-       раннее усаживание ребенка раннего возраста

-       ношение ребенка постоянно в одной руке

-       преждевременное начало обучению ходьбе (минуя стадию ползания)

-       привычка во время прогулок постоянно держать ребенка за одну и ту же руку.

    • - Частые хронические заболевания, продолжительная болезнь ребенка (общая функциональная слабость, ослабление мышечно - связочного аппарата)
    • - Неправильная поза, с использованием инвентаря, не отвечающего возрастным особенностям детей, при выполнении различных видов деятельности (рисование, работа на земельном участке и т.д.)
  • Ø Неправильный подбор мебели (сильно высокий или низкий стол или стул)
    • Ø «Вредные привычки»:

-  сидеть горбясь;

-       стоять с упором на одну ногу;

-       ходить с наклоненной вниз головой, опущенными и сведенными вперед плечами

-       рисовать, рассматривать картинки, читать лежа на боку (особенно при длительном   постельном режиме в период болезни).

 Неправильная организация ночного сна детей:

-       узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки;

-       привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком», согнув тело, поджав ноги к животу;

    •  Однообразные интенсивные движения:

-       отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате;

-       прыжки на одной и той же ноге (игра в «классики») и др.

    • - Перетягивание живота, в верхней его части тугими резинками, поясами – этим вызываются изменения во внутренних органах брюшной полости, нарушается правильное, глубокое дыхание, координированное движение многих мышц, поддерживающих позвоночник и препятствующих его деформации.
    • - Понижение слуха, на одно ухо (человек, желая получше слышать, все время склоняет или поворачивает голову - к говорящему).
  • - Нарушение обмена в соединительной ткани, к которым часто имеет наследственная предрасположенность.

Профилактика нарушений осанки:

Нарушения осанки занимают промежуточное положение между нормой и патологией, а по сути, являются состоянием предболезни. Поскольку при нарушениях осанки ухудшается работа всех систем и органов организма, то сами нарушения осанки могут быть предвестниками серьезных заболеваний. Главный принцип сохранения здоровья - профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематические физические упражнения. В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель, стол, стул - должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, по и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ - белков, витаминов, минералов. С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей обстановки - для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий. Прежде всего, необходимо позаботиться, чтобы ребенку было удобно сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула - на уровне коленного сустава. Систематические занятия физической культурой и спортом - самое лучшее средство предупреждения нарушений осанки. Воспитание правильной осанки можно сравнить с выработкой особого вида условного двигательного рефлекса, который должен время от времени подкрепляться безусловным (похвалой, поощрением). Такими условными раздражителями для ребенка являются замечания и напоминания родителей и педагогов и понимание необходимости сохранения правильного положения тела. Специально подобранные гимнастические упражнения - это наиболее эффективное средство коррекции осанки. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и мышцы брюшного пресса, постепенно создадут мышечный корсет.

Предлагаю несколько упражнений, направленных на коррекцию осанки:

"Зёрнышко"

И.П. сесть на корточки. Пятки на полу. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперёд, опустив голову. Чуть наклонить туловище.

1-Медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая

туловище и прямые руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх,

развернув ладони.

2-Руки через стороны опустить вниз. Дыхание произвольное.

"Змея"

И.П. лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре около груди на полу.

1-     Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад. Задержаться нужное время. Живот лежит на полу.

2-  Медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й .

"Змея" (усложнение)

И.П. лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре около груди ладонями вниз.

1. Медленно поднимаясь на руках, одновременно прогнуться, насколько

возможно, и, поворачивая голову вправо, посмотреть на пятки. 2.- Медленно вернуться в и.п.

"Кобра"

И.П. лечь на живот, руки сложить за спиной так, чтобы кисти рук тыльной стороной касались ягодиц. Пальцы рук переплетены.

1.Плавно, без рывков поднять голову, затем грудь и верхнюю часть живота как можно выше, прогнуться, руки оторвать от ягодиц. Задержаться нужное время.

2.Вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й

"Ящерица"

И.П. лечь на живот, руки расположить вдоль тела, ладони положить на пол.

1.Поднять прямые ноги насколько возможно вверх, опираясь о пол руками, грудью и подбородком. Задержаться нужное время.

2.Вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й.

"Кузнечик"

И.П. лечь на живот, касаясь пола подбородком. Ладони лежат на полу, руки вытянуты вдоль тела.

1.Отталкиваясь руками, медленно поднять правую ногу как можно выше. Нога прямая, носок оттянут. Задержаться нужное время.

2.Вернуться в и.п.



Закаливание



Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.

Правильно, в соответствии с возрастом построенный режим дня и его строгое выполнение — одно из важнейших условий для нормального физического и нервно-психического развития ребенка. В режиме дня следует предусмотреть время для проведения гигиенических и закаливающих мероприятий, родители должны придерживаться его и не нарушать.

Систематическое применение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, ванна, купание и др.) оказывает положительное действие на нервную систему, обмен веществ, всю жизнедеятельность детского организма. 

Закаливание допустимо только при полном здоровье ребенка; начинать процедуры можно в любое время года, но наиболее благоприятно для этого теплое время. 

Нельзя сразу подвергать детей сильным воздействиям холодного воздуха или воды, приучать к ним следует постепенно, медленно и тем более осторожно, чем моложе и слабее ребенок. Постепенность — одно из основных правил закаливания. 

Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2° выше утренней). 

Традиционно принято после водных процедур растирать тело полотенцем до покраснения кожи. В последние годы ряд ученых, занимающихся вопросами закаливания, высказали мнение, что растирание кожи, повышая ее температуру, сокращает время действия охлаждения и снижает эффект закаливания. Так, согласно исследованиям А. К. Подшибякина, интенсивный самомассаж, так же как и растирание кожи, приводит к повышению ее температуры на 2—3 градуса и более по сравнению с исходной. Наша рекомендация растирать кожу после умывания или душа относится к детям, так как терморегуляция у них еще недостаточно развита и разогревание кожи в этом Случае поможет организму быстрее устранить последствия охлаждения. 

Гигиенические ванны с постепенно понижающейся температурой применяют детям первого месяца жизни. При этом достаточна температура воды 36—36,5°. 

В первом полугодии вода 35—36°, после 6 месяцев ее постепенно понижают и доводят до 32—33°. Детям в возрасте до года ванны с температурой воды ниже 30° не рекомендуются. Продолжительность этих процедур 3—5 минут, после чего ребенка вынимают из воды и, держа лицом вниз, обливают из кувшина водой, которая на 1—2 градуса холоднее, чем была в ванне. Такое обливание делают детям старше 6 месяцев. 

Ножные ванны — очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Проводят их перед ночным сном. Воздействию подвергаются стопы и нижняя часть голени. Начальная температура воды для детей до 3 лет летом 33—35°, зимой — 35—36°. Постепенно снижая через каждую неделю температуру воды на 1 градус, доводят ее до 22—24° и ниже. Продолжительность процедуры 1—3 минуты. Ребенок в это время шевелит стопами, как бы переступая по дну таза. 

Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°. 

После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения. 

Общее обливание — более сильная закаливающая процедура, которую можно делать детям начиная с 9—10-месячного возраста. Проводить обливание рекомендуется ежедневно в любое время года. Зимой процедуру можно начинать лишь после того, как уже проводили обтирания. Летом закаливание детей можно начинать сразу с обливаний. 

Душ можно применять детям только с 1,5-летнего возраста. Эта водная процедура тонизирует нервную систему ребенка, придает ему бодрость, положительно действует на аппетит и сон. Душ особенно полезен вялым детям с плохим аппетитом. Температура воды зимой должна быть не ниже 36°, летом — 33—35°. Постепенно (на 1 градус через каждую неделю зимой, а летом через 3—5 дней) ее снижают до 28°, а для детей 2—3 лет — до 25° и ниже. 

Купание в реке, озере и море — один из лучших способов закаливания детского организма летом, так как при этом сочетается воздействие воздуха, солнечного света, воды и движений. Под влиянием купаний улучшаются сон, аппетит, обмен веществ. Поскольку холодная вода оказывает на организм сильное действие, целесообразно начинать такие процедуры после небольшого курса обливаний или душа. 

Купать в озере, реке можно только детей, умеющих хорошо ходить (не раньше 2—3 лет), что связано с их безопасностью. В условиях средней полосы России лучше всего начинать купание при установившейся безветренной погоде и температуре воды в водоеме не ниже 22—23°, воздуха — 25—26°. Наилучшее время для купания от 10 до 12 часов утра. Купание натощак вредно, не следует делать этого и раньше чем через 1—1,5 часа после еды. Если дети прошли предварительную подготовку (обтирания, обливания), можно входить в воду и при более низкой температуре. 

Начинать можно с 2—3 кратковременных погружений в воду. Затем длительность купаний увеличивается до 2-3 минут, а по мере привыкания — до 5—6 минут (в зависимости от температуры воды, воздуха и возраста детей). Ребенку разрешается купаться не чаще одного раза в день. Важно следить за тем, чтобы дети входили в воду неразгоряченными, но и не с охлажденным телом. Во время купания надо заставлять ребенка больше двигаться в воде и наблюдать за его состоянием. При малейших признаках охлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) надо прекратить купание. После выхода ребенка из воды его следует растереть досуха, быстро одеть и отвести в тень. 

Прогулки на свежем воздухе отлично закаливают детей. Бояться, что ребенок может во время прогулки простудиться, не следует. Надо только приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе. Одежда для прогулки в холодное время года должна быть достаточно теплой и легкой, чтобы не стеснять движений. Не забывайте брать с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т. п., чтобы малыш двигался, бегал. 

Положительное влияние оздоровительных мероприятий, прежде всего, сказывается на физическом и нервно-психическом развитии ребенка. Об этом можно судить по тому, как он растет, развивается. Так, например, вес достаточно проверять один раз в неделю до и после процедуры закаливания, а контрольные, более тщательные, измерения следует делать через каждые 6 месяцев у врача, который оценит все показатели развития ребенка. Родителям, имеющим детей с избыточным весом, напомним, что стремление их поскорее добиться потери излишних килограммов при помощи чрезмерно активного двигательного режима, а также увеличения продолжительности закаливающих процедур, может привести к нервному срыву, переохлаждению малыша, простудным заболеваниям и т. п. При острых заболеваниях, плохом самочувствии ребенка закаливающие процедуры следует прекратить и обратиться к врачу, только он может оценить правильность проводимых вами приемов закаливания и вовремя дать нужный совет. 

Общие водные закаливающие процедуры оказывают более резкое раздражающее влияние, чем местные, что объясняется прежде всего большей площадью холодово-го воздействия, поскольку вода соприкасается одновременно со всем телом, за исключением головы. Кроме того, при общих процедурах водой обливают и закрытые обычно части тела — грудь, живот, расположенные над органами интенсивной теплопродукции (печенью, сердцем, почками) и потому имеющие более высокую температуру. Специальными исследованиями установлено, что в условиях теплового комфорта температура кожи на груди у детей дошкольного возраста равна 34—34,5°. Поэтому начальная температура воды должна быть 33—34°. Постепенно она снижается в течение 2—3 недель при ежедневном применении до 26° зимой и до 24° летом. 

Нужно также научить детей ежедневно мыться прохладной водой до пояса. Ребенок моет с мылом руки до локтей, затем водой, набранной в пригоршню, последовательно обмывает руки до плеч (поочередно), лицо, шею, грудь и подмышки, обмыть спину придется помочь. По окончании мытья ребенок перекидывает через шею полотенце и быстрыми движениями (вначале с помощью взрослого) вытирает грудь, лицо, шею и т. д. Старшие дети быстро начинают умываться самостоятельно, младшим надо помогать. 

Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно. 

Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха. 

Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны. 

Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°. 

Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки и т. п. 

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду. 

Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее. 

Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Нерез каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут. 

Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени. 

Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям. Выполняется процедура следующим образом. Смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной. 
Обливание — прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 30—32°, через каждые 3 дня ее снижают на один градус. Можно довести ее до 22—20° для детей младшего дошкольного возраста и до 18° — для 6—7-летних систематическое применение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, ванна, купание и др.) оказывает положительное действие на нервную систему, обмен веществ, всю жизнедеятельность детского организма.



Авторизация

1141514
Сегодня
Вчера
За неделю
Вся Статистика
1245
2626
9017
1141514