Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
Get Adobe Flash player

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С МАЛЫШАМИ 3-Х ЛЕТ



Приобщая ребёнка с раннего детства к музыке, вы развиваете не только непосредственно музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокому пониманию мира.

На четвёртом году жизни возможности развития музыкального таланта у детей ещё расширяются. Они уже имеют опыт музыкального слушателя. Круг произведений, с которыми знакомят малыша, постепенно расширяется. Вызывая интерес ребёнка к музыке выразительным исполнением, взрослый между тем приучает его слушать, не отвлекаясь, не разговаривая во время исполнения. Поскольку внимание у детей данного возраста ещё неустойчиво, необходимо использовать различные способы, чтобы переключить его на музыку. Прежде всего, взрослый должен проявить неподдельный интерес к тому, что он предлагает ребёнку, и тоном своего голоса выражать эту заинтересованность, привлекая малыша послушать песню, или музыку определённого характера, да и не просто послушать, а рассказать, о чём она.

            Память дошкольника, как и внимание, в основном непроизвольна. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Ребёнок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было интересно.

            Дети лучше запоминают в игре. Это могут быть самые различные игры на развитие речевой, двигательной активности и т. д. Например, сюжетная подвижная игра «Петушки и лиса» способствует развитию внимания, ловкости, быстроты. Развитие памяти тесно связано с развитием интеллекта у детей, их воображения.

            Воображение ребёнка опять же возникает в игре. Но немаловажно правильно выбрать игру, ведь именно правильно выбранные игры помогают преодолевать отклонения в поведении ребёнка, предупреждать проявления неблагоприятных форм поведения.

            Если ребёнок беспокойный, расторможенный, ему будут полезны игры по правилам, причём те, в которых двигательная активность контролируется игровой ролью. Либо сюжетами (бегать только по сигналу, некоторое время стоять неподвижно и т. п.).

            Если ребёнок малоподвижен, полезно развивать его желание двигаться через подражание действиям других детей и, прежде всего, действиям воспитателя, как, например, при исполнении игры-пляски «Чок, чок, каблучок!».

            Ребёнку замкнутому, плохо вступающему в контакт, не умеющему дружить с другими, полезно играть в игры, которые помогают детям сблизиться друг с другом. Например, в игре «Ходит Ваня» дети, повторяя за взрослым, поют:

- Ходит Ваня, ходит Ваня

Посреди кружочка, посреди кружочка.

Ищет Ваня, ищет Ваня

Для себя дружочка, для себя дружочка!

Или, в игре «Весёлый хоровод» дети, опять же повторяя за взрослым, поют:

- Ну-ка, Вова, дружок,

Заходи к нам в кружок.

Заходи поскорей,

Попляши веселей!

            Один из детей или уже стоит внутри круга, выполняя «указания» других ребят  («Ходит Ваня посреди кружочка. Ищет Ваня для себя дружочка»), или выходит в круг (как в игре «Весёлый хоровод»), пляшет, а остальные хлопают в ладоши.  В процессе проигрывания таких игр происходит освоение элементов русской пляски (хлопки, притопы приседания), а так же развитие музыкального слуха.

            Подобрав среди игрушек большую и маленькую птичку, дайте детям послушать, как поёт большая и как - маленькая. А затем предложите им по слуху угадать и показать, какая птичка чирикает.

            Так же с помощью музыкальных игр дети усваивают звуки, разные по длительности. Предлагаются игры с бубном, барабаном и другими музыкальными инструментами. Вот пример такой игры: взрослый, взяв игрушечного зайца и медведя, показывает детям, как медленно идёт один и быстро скачет другой. Конечно, взрослый предлагает ребёнку поиграть. Ребёнок слушает удары в бубен, который своим стуком показывает ребёнку, как, тяжело переваливаясь, идёт медведь и, малыш, соответственно, выбирает игрушку «медведь». Но вот, выскочив из под куста, стремительно скачет зайка (звуки бубна – короткие, отрывистые)…  Ребёнок угадывает, кто идёт и выбирает соответствующую игрушку.

 Слушая плясовую мелодию в одном случае тихо, а в другом – громко, дети реагируют соответствующим образом: под громкую музыку «пляшут» (если сидят в данный момент, то могут потопать ногами), под тихую «спят», положив ладошки под щёку. Так они осваивают изменения динамики звучания.

            Интересное задание – угадать по тембру инструмент. Для этого знакомые детям музыкальные инструменты -  бубен, погремушка, металлофон – раскладывают на столе. Ребёнок их рассматривает, слушает звучание. Затем, отвернувшись, угадывает, на каком инструменте играли. Если ребёнок не может назвать инструмент, пусть покажет его.

 У ребёнка продолжают формироваться певческие проявления. В этом возрасте подражание пению взрослого носит произвольный характер. Дети, слушая пение взрослого, подпевают, интонируя фразы, слоги, отдельные звуки.  Конечно, для лучшего восприятия детьми той или иной песенки, лучше выбирать песенные образы, доступные детскому пониманию: собака, птичка, кукла и т. п. Поэтому подбирается репертуар таким образом, чтобы можно было вовлекать ребёнка в совместное пение.

            Активизируя детское пение нужно стараться вызвать интерес к песне. Содержание можно пояснить ребёнку, инсценируя действия с соответствующим персонажем. Малыш наблюдает, как катится, например, кукла Маша с горки, как «просит» кошка молока, как «лает» собачка. Зрительный образ помогает воспринимать то, что поётся в песне. Игровые движения по ходу песни помогают почувствовать её характер. Например, подпевая колыбельную, малыш в конце песни подкладывает ладошки под щёку и делает вид, что спит.

            Ещё на втором году жизни у ребёнка начинает проявляться один из основных  видов музыкальной деятельности – музыкально-ритмические движения. Здесь основная задача – передать характер марша и пляски. Дети могут почувствовать смену двух частей в музыкальном произведении, изменить характер движений на второй части. Обратите в это время внимание ребёнка на то, что двигаться можно только под музыку. Когда музыка не играет, движение нужно прекратить.

            В процессе музыкально-ритмического развития дети начинают осваивать разные виды упражнений. Они ходят под музыку, двигаются свободно или организованно. Малыши уже знают некоторые плясовые движения, теперь начинают осваивать новые, более сложные. Дети выполняют различные простые игровые движения: спрятались от медведя, догнали куклу, полетели как птички и т. п. Любопытны и занимательны для ребёнка игровые действия с предметами. Под музыку они радостно машут флажками, звенят погремушкой, манипулируют с игрушкой, танцуют с цветными платочками и ленточками.

            Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонирования. Не смотря на то, что ребёнок пока ещё не стремится спеть песню целиком, взрослый добивается того, чтобы окончание фраз, повторяющиеся слоги дети по возможности пели правильно. Поэтому формируется песенный репертуар короткими, удобными для дыхания фразами, в небольшом диапазоне. Однако, для лучшего детского восприятия необходима разнообразная тематика, праздничные песни и музыка, о разных временах года, с участием «любимцев» - зайчиков, мишек, лошадок. Если малыш пытается сам подпевать, хвалите его, подбадривайте, чтобы желание петь у него не пропало.

            И так, как было сказано выше, дети в начале дошкольного пути всё активнее двигаются под музыку: ходят, отмечают движением начало и конец музыки, изменение её динамики. Малыши приучаются двигаться по кругу, взявшись за руки и парами. В танцевальные движения вводятся хлопки в ладоши с одновременным притопыванием. Расширяется опыт образно-имитационных движений.

            Проведение игры сопровождается пением и инструментальной музыкой. Содержание их пока ещё очень простое – «прятки», или «догонялки».  В играх под пение дети инсценируют содержание песни, следуя по тексту.

            Для музыкального развития необходимо создавать соответствующие условия. Нужны прежде всего звенящие мелодичные погремушки, колокольчики, бубенчики. Кроме того, понадобится комплект детских музыкальных инструментов, различных по тембру, с помощью которых вы сможете воспроизводить несложные мелодии, проводить музыкально-драматические игры. Конечно, основной инструмент, используемый в музыкальном воспитании дошкольников – это фортепиано. Приобретя аудиозаписи (например, на флеш-носителях), диски с музыкой для детей, с песнями из детских кинофильмов и мультиков, плясовыми, колыбельными, маршами, вы ещё больше инициируете детей в музыкальном развитии!

  



Авторизация

1211113
Сегодня
Вчера
За неделю
Вся Статистика
1850
2534
9347
1211113