Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
Get Adobe Flash player

Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ ” О персональных данных”, с согласия субъекта персональных данных (или их законных представителей).

Речь и музыка



В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. И не зря, особенно в последние годы, музыкальному воспитанию уделяется немаловажное внимание.

Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.

Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

На дошкольном этапе необходимо, чтобы ребенок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное заинтересовать детей и удержать интерес. Для этого существуют разнообразные музыкальные игры, в которых сочетаются речь и движение и которые приводят ребенка в эмоциональное состояние.

Музыкальный руководитель в своей работе сочетает движения рук и ног ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вверх – вниз, как пружинки, пляшут ножки – балеринки». Или: «Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки, побежали наши ножки» и т.д. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.

Одним из важнейших видом музыкальной деятельности детей является – пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, - а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Музыкально – дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетика – фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память. Для этого провожу игры: «Угадай, что звучит?», «На каком инструменте играю?», «Двигайся, как подскажет музыка», «Сыграй, как я», «В лесу», «Кукушка» и т.д. большое внимание уделяю голосу ребенка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его. Чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины).В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом. То можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.

Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Ученые отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этому способствуют пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку, но она не должна при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием. Например: игра «Пальчик мой» - звучит легко и дети быстро придумывают к ней персонажи: зайчик, курочка и выполняют движения в их соответствии. В специализированных детских садах проводятся занятия по логоритмике, которые включают в себя все виды деятельности и обязательно пальчиковые игры. Программа «ладушки» в своих разработках рекомендует проводить пальчиковые игры во всех детских садах на каждом музыкальном занятии. К сожалению, сейчас настала такая необходимость.

Работая с детьми, мы должны помнить, что «ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь».



Детский сад – первый социальный институт дошкольника



Детский сад – это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детсаду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации. Давно отмечено, что «домашние» дети, которые не посещали детских образовательных учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе. Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения.

Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других. Также в детском саду дети осваивают основы саморегуляции. То есть ребенок учится самостоятельно выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребенка дома и (в будущем) в школе. Крайне важен и тот факт, что в детском саду указанные качества формируются естественным образом в процессе игры, которая является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Именно во время игр (в том числе – музыкальных) формируются основные навыки самостоятельности, умения контактировать и договариваться.

Дошкольное воспитание в детском саду удовлетворяет потребности ребенка в развитии и общении. Образование в домашних условиях, безусловно, способно обеспечить малышу освоение всех навыков самообслуживания и усвоение знаний, необходимых для подготовки к школе, но оно не в состоянии научить ребенка жизни в коллективе. В то время как именно умение находить общий язык с окружающими людьми является залогом успешности человека во взрослой жизни.

Современное дошкольное образование ориентировано на развитие личностных качеств ребенка. Пребывание в коллективе ровесников позволяет ребенку научиться общаться, отстаивать свое мнение и свои интересы, а также учитывать интересы и мнение окружающих. У детей формируется представление о социальном устройстве, ведь именно в детском саду происходят первые ролевые игры, например, «дочки-матери». Дошкольное воспитание в детском саду позволяет ребенку сформировать свое представление об окружающем мире и своем месте в нем. Ребенок учится оценивать свои способности и возможности, сравнивая себя со сверстниками. То есть у него формируется адекватное самовосприятие.

Помимо коммуникативного развития ребенка в цели дошкольного образования входит развитие умственное, нравственное, эстетическое и физическое. Все эти компоненты являются неразрывными условиями формирования полноценной личности. Рисование, создание поделок и аппликаций, конструирование, занятия музыкой и физкультурой – это минимальный набор, который готов предложить любой детский сад. Как правило, современное дошкольное образование предоставляет достаточно широкий ряд занятий, предназначенных для разностороннего развития детей. Детский сад или центр дошкольного образования может предложить детям дополнительные занятия иностранным языком, хореографическую подготовку, занятия ритмикой, обучающие компьютерные программы и многое другое.

Традиционной частью образовательного процесса в дошкольных учреждениях являются музыкальные занятия. Любая методика музыкального дошкольного образования включает в себя несколько направлений. Первым направлением является знакомство дошкольников с фольклорными музыкальными произведениями, симфонической и инструментальной музыкой. Преподаватель должен дать детям понятие жанра, познакомить с различными музыкальными жанрами и примерами произведений. Другим направлением музыкального дошкольного образования являются игры с использованием различных музыкальных инструментов. Музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкального слуха у детей, расширяют круг познаний, пробуждают интерес к музыке. Третьим направлением, безусловно, является пение. На подобных занятиях дошкольникам дается понятие распевки, объясняются основные правила пения. К тому же разучивание песен способствует развитию памяти.

Последним, и, пожалуй, наиболее интересным направлением, которое включает в себя музыкальное дошкольное образование, является организация детских праздников. Подготовка к проведению утренников включает в себя разучивание детских песен, постановку танцев, репетиции основной сюжетно-игровой составляющей. Участие в праздничных концертах позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал, попробовать свои силы в качестве певца или актера, что, безусловно, повышает самооценку.

 



РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С МАЛЫШАМИ 3-Х ЛЕТ



Приобщая ребёнка с раннего детства к музыке, вы развиваете не только непосредственно музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокому пониманию мира.

На четвёртом году жизни возможности развития музыкального таланта у детей ещё расширяются. Они уже имеют опыт музыкального слушателя. Круг произведений, с которыми знакомят малыша, постепенно расширяется. Вызывая интерес ребёнка к музыке выразительным исполнением, взрослый между тем приучает его слушать, не отвлекаясь, не разговаривая во время исполнения. Поскольку внимание у детей данного возраста ещё неустойчиво, необходимо использовать различные способы, чтобы переключить его на музыку. Прежде всего, взрослый должен проявить неподдельный интерес к тому, что он предлагает ребёнку, и тоном своего голоса выражать эту заинтересованность, привлекая малыша послушать песню, или музыку определённого характера, да и не просто послушать, а рассказать, о чём она.

            Память дошкольника, как и внимание, в основном непроизвольна. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Ребёнок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было интересно.

            Дети лучше запоминают в игре. Это могут быть самые различные игры на развитие речевой, двигательной активности и т. д. Например, сюжетная подвижная игра «Петушки и лиса» способствует развитию внимания, ловкости, быстроты. Развитие памяти тесно связано с развитием интеллекта у детей, их воображения.

            Воображение ребёнка опять же возникает в игре. Но немаловажно правильно выбрать игру, ведь именно правильно выбранные игры помогают преодолевать отклонения в поведении ребёнка, предупреждать проявления неблагоприятных форм поведения.

            Если ребёнок беспокойный, расторможенный, ему будут полезны игры по правилам, причём те, в которых двигательная активность контролируется игровой ролью. Либо сюжетами (бегать только по сигналу, некоторое время стоять неподвижно и т. п.).

            Если ребёнок малоподвижен, полезно развивать его желание двигаться через подражание действиям других детей и, прежде всего, действиям воспитателя, как, например, при исполнении игры-пляски «Чок, чок, каблучок!».

            Ребёнку замкнутому, плохо вступающему в контакт, не умеющему дружить с другими, полезно играть в игры, которые помогают детям сблизиться друг с другом. Например, в игре «Ходит Ваня» дети, повторяя за взрослым, поют:

- Ходит Ваня, ходит Ваня

Посреди кружочка, посреди кружочка.

Ищет Ваня, ищет Ваня

Для себя дружочка, для себя дружочка!

Или, в игре «Весёлый хоровод» дети, опять же повторяя за взрослым, поют:

- Ну-ка, Вова, дружок,

Заходи к нам в кружок.

Заходи поскорей,

Попляши веселей!

            Один из детей или уже стоит внутри круга, выполняя «указания» других ребят  («Ходит Ваня посреди кружочка. Ищет Ваня для себя дружочка»), или выходит в круг (как в игре «Весёлый хоровод»), пляшет, а остальные хлопают в ладоши.  В процессе проигрывания таких игр происходит освоение элементов русской пляски (хлопки, притопы приседания), а так же развитие музыкального слуха.

            Подобрав среди игрушек большую и маленькую птичку, дайте детям послушать, как поёт большая и как - маленькая. А затем предложите им по слуху угадать и показать, какая птичка чирикает.

            Так же с помощью музыкальных игр дети усваивают звуки, разные по длительности. Предлагаются игры с бубном, барабаном и другими музыкальными инструментами. Вот пример такой игры: взрослый, взяв игрушечного зайца и медведя, показывает детям, как медленно идёт один и быстро скачет другой. Конечно, взрослый предлагает ребёнку поиграть. Ребёнок слушает удары в бубен, который своим стуком показывает ребёнку, как, тяжело переваливаясь, идёт медведь и, малыш, соответственно, выбирает игрушку «медведь». Но вот, выскочив из под куста, стремительно скачет зайка (звуки бубна – короткие, отрывистые)…  Ребёнок угадывает, кто идёт и выбирает соответствующую игрушку.

 Слушая плясовую мелодию в одном случае тихо, а в другом – громко, дети реагируют соответствующим образом: под громкую музыку «пляшут» (если сидят в данный момент, то могут потопать ногами), под тихую «спят», положив ладошки под щёку. Так они осваивают изменения динамики звучания.

            Интересное задание – угадать по тембру инструмент. Для этого знакомые детям музыкальные инструменты -  бубен, погремушка, металлофон – раскладывают на столе. Ребёнок их рассматривает, слушает звучание. Затем, отвернувшись, угадывает, на каком инструменте играли. Если ребёнок не может назвать инструмент, пусть покажет его.

 У ребёнка продолжают формироваться певческие проявления. В этом возрасте подражание пению взрослого носит произвольный характер. Дети, слушая пение взрослого, подпевают, интонируя фразы, слоги, отдельные звуки.  Конечно, для лучшего восприятия детьми той или иной песенки, лучше выбирать песенные образы, доступные детскому пониманию: собака, птичка, кукла и т. п. Поэтому подбирается репертуар таким образом, чтобы можно было вовлекать ребёнка в совместное пение.

            Активизируя детское пение нужно стараться вызвать интерес к песне. Содержание можно пояснить ребёнку, инсценируя действия с соответствующим персонажем. Малыш наблюдает, как катится, например, кукла Маша с горки, как «просит» кошка молока, как «лает» собачка. Зрительный образ помогает воспринимать то, что поётся в песне. Игровые движения по ходу песни помогают почувствовать её характер. Например, подпевая колыбельную, малыш в конце песни подкладывает ладошки под щёку и делает вид, что спит.

            Ещё на втором году жизни у ребёнка начинает проявляться один из основных  видов музыкальной деятельности – музыкально-ритмические движения. Здесь основная задача – передать характер марша и пляски. Дети могут почувствовать смену двух частей в музыкальном произведении, изменить характер движений на второй части. Обратите в это время внимание ребёнка на то, что двигаться можно только под музыку. Когда музыка не играет, движение нужно прекратить.

            В процессе музыкально-ритмического развития дети начинают осваивать разные виды упражнений. Они ходят под музыку, двигаются свободно или организованно. Малыши уже знают некоторые плясовые движения, теперь начинают осваивать новые, более сложные. Дети выполняют различные простые игровые движения: спрятались от медведя, догнали куклу, полетели как птички и т. п. Любопытны и занимательны для ребёнка игровые действия с предметами. Под музыку они радостно машут флажками, звенят погремушкой, манипулируют с игрушкой, танцуют с цветными платочками и ленточками.

            Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонирования. Не смотря на то, что ребёнок пока ещё не стремится спеть песню целиком, взрослый добивается того, чтобы окончание фраз, повторяющиеся слоги дети по возможности пели правильно. Поэтому формируется песенный репертуар короткими, удобными для дыхания фразами, в небольшом диапазоне. Однако, для лучшего детского восприятия необходима разнообразная тематика, праздничные песни и музыка, о разных временах года, с участием «любимцев» - зайчиков, мишек, лошадок. Если малыш пытается сам подпевать, хвалите его, подбадривайте, чтобы желание петь у него не пропало.

            И так, как было сказано выше, дети в начале дошкольного пути всё активнее двигаются под музыку: ходят, отмечают движением начало и конец музыки, изменение её динамики. Малыши приучаются двигаться по кругу, взявшись за руки и парами. В танцевальные движения вводятся хлопки в ладоши с одновременным притопыванием. Расширяется опыт образно-имитационных движений.

            Проведение игры сопровождается пением и инструментальной музыкой. Содержание их пока ещё очень простое – «прятки», или «догонялки».  В играх под пение дети инсценируют содержание песни, следуя по тексту.

            Для музыкального развития необходимо создавать соответствующие условия. Нужны прежде всего звенящие мелодичные погремушки, колокольчики, бубенчики. Кроме того, понадобится комплект детских музыкальных инструментов, различных по тембру, с помощью которых вы сможете воспроизводить несложные мелодии, проводить музыкально-драматические игры. Конечно, основной инструмент, используемый в музыкальном воспитании дошкольников – это фортепиано. Приобретя аудиозаписи (например, на флеш-носителях), диски с музыкой для детей, с песнями из детских кинофильмов и мультиков, плясовыми, колыбельными, маршами, вы ещё больше инициируете детей в музыкальном развитии!

  



Авторизация

793689
Сегодня
Вчера
За неделю
Вся Статистика
139
123
516
793689