Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
Get Adobe Flash player

Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ ” О персональных данных”, с согласия субъекта персональных данных (или их законных представителей).

Нужна ли музыка детям?



Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

Исследования учёных, педагогов доказывают необходимость формирования у ребёнка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное её воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально–медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно–сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

И теперь ответ на вопрос «Нужна ли музыка детям?» прозвучит незамедлительно: «Конечно же нужна!»

Речь и музыка

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение, главным образом, и для развития речи детей. Если в данном случае союз «и» заменить знаком «плюс», то получится заголовок «Речь + музыка». Основополагающий принцип проведения осуществления музыкальной деятельности является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

Используйте, например, при совершении вашим ребёнком танцевальных движений ритмические слова: «Вверх – вниз, как пружинки, пляшут ножки – балеринки», или: «Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки, побежали наши ножки» и т.д. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносит текст взрослый, тем лучше двигаются дети. Такое увлекательное занятие с ребёнком не только будет развивать его речь, но и будет способствовать развитию его координации.

Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память. Для этого можно поиграть с ребёнком в такие игры, как «Угадай, что звучит?», «На каком инструменте играю?», «Двигайся, как подскажет музыка», «В лесу» и пр.

Голос – инструмент общения! Сигналы в речи, интонации – всё это, поверьте, очень важно. Чтобы укреплять голос, чтобы избежать печальных последствий вроде срыва голоса, играйте с детьми в голосовые развивающие игры. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины).В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.

Речевые игры с движениями

Для детей 3-4 лет

Воронята

Воронята крепко спят,       Дети сидят на стульчиках, по-

Все по гнездышкам сидят,  ложив ладошки под щечку и зак-

А проснутся на заре,        рыв глаза («спят»).

Будут каркать во дворе.     «Каркают» на проигрыш.

 

Полетели, полетели,           Бегают по залу, делая легкие

Воронята полетели.            взмахи руками.

Полетели, полетели

И на веточки присели.       Присаживаются на одно колено.

 

Вышла Маша на дорожку,  Педагог «крошит крошки»,

Воронятам сыплет крошки.           дети-«воронята» смотрят.

Крошки вкусные, ребята.

Прилетайте, воронята!

 

Воронята прилетали           Подбегают к педагогу, присажи-

И все крошки поклевали.  ваются на корточки и стучат

Тук-тук-тук, тук-тук-тук —            пальчиками по полу («клюют»).

Клювами стучали.

 

Воронята полетели,            Убегают на места.

На заборе дружно сели,

На солнце поглядели,

Песенку запели.

Кар! Кар!..                           «Каркают», взмахивая руками.

Карманов много у меня

У меня в кармане груша,  Достают из правого «кармана»

воображаемую грушу, показывают ее форму пальцами.

А в другом конфета есть.  Левой рукой достают из «кар-

мана» воображаемую конфету, собрав пальцы в щепотку; облизывают губы.

В заднем брючном —        Показывают на задний карман

злая кнопка.                        и «колют» себя указательным

пальцем.

Не могу я даже сесть.        Чуть приседают и быстро выпрямляются

А в рубашечном кармашке Показывают пальцем на кар-

ман рубашки.

Маленький лежит платок,  Рисуют указательным пальцем

в воздухе квадрат.

Чтобы нос, лицо и руки    Показывают по очереди.

Вытирать им смело мог.

На ладошку я монетку      На раскрытую ладонь одной

Из кармана положу.           руки кладут воображаемую мо-

нетку, прижав ее указательным и средним пальцами другой руки.

— Где орел? А может, решка? —   Подбрасывают воображаемую
У монетки я спрошу.                     монетку на ладони, затем на

тыльной стороне кисти.

«Как на горке снег».

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Как на горке снег, снег, - 4 хлопка

И под горкой снег, снег. - 4 шлепка по коленкам

А под снегом спит медведь,   -7 притопов

Тише, тише, не шуметь. -   «тс» - показать 4 раза

«Тук-тук».

Тук-тук-тук-тук-     Кулачок о кулачок

Это что за стук?   - Хлопки

Деревянный это звук: - Шлепки

Тук-тук-тук-тук.   - Кулачок о кулачок

Тук-тук-тук-тук- - Кулачок о кулачок

Это что за стук? - Хлопки

Дятел жил в дупле пустом, - Шлепки

Дуб долбил, как долотом. - Кулачок о кулачок

«Маляр».

Задача: развивать плавность движений, чувство ритма, координацию движения и речи.

Есть у мастера сноровка: - Плавные движения рук, будто красим кистью

Водит кистью очень ловко,

Тянет следом за собой

Ленту краски голубой.

Удивлялась птичья стая, - «Незнаю!»

Мимо дома пролетая:

«Вот так крыша! Чудеса! - Хлопки

Голубей, чем небеса».        

Развитие связной образной речи детей во время любой музыкальной деятельности предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Поэтому играйте с детьми в речевые игры, при этом вы будете читать детям стихи, рассказывать сказки, развивая малышей! Пусть ещё больше обогащается их образная речь!



«Вовлечение в процесс речевого развития ребёнка»



Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребёнка включает 8-10 слов, то в три года – до 1 тысячи слов. Мы должны помочь ребёнку овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.

На третьем году жизни ребёнка речь становится доминирующей линией развития.

Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок учится сравнивать, строить умозаключения. Речь служит средством общения, регулирует собственное поведение, становится более осмысленной и выразительной. Ребёнок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Ребёнок способен понимать значение различных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях ребёнок лучше и быстрее развивается, незаметно учится говорить правильно. Родители могут поиграть с ребёнком в пальчиковые, речевые игры, сделать упражнения на развитие крупной и мелкой моторики. Ритмические игры с музыкальными инструментами и стихотворения с движениями тоже сделают своё дело. Приведём некоторые примеры речевых игр с движениями.

«Ехали мы ехали!»

Покажите детям картинку с изображением машины, или паровозика, едущих в гору. Громко произносите рифмовку, выполняя движения в соответствии с текстом.

- Ехали мы, ехали, (притопывайте вместе с ребёнком)

И к горе приехали!

На горку – ух! (поднимите руки вверх)

А с горки – бух! (опустите руки вниз)

«Барабан»

- Барабан стучит, поёт (покажите барабан, постучите по нему, приговаривая: «Бум, бум, бум»)

Он в дорогу нас зовёт! (постучите ещё раз, помаршируйте на месте)

«Вот как куколки шагают»

Скажите ребёнку: «Куколки гуляют и играют» Покажите ребёнку куколку, затем посадите её и проговорите рифмовку.

- Вот как куколки шагают –

Ап – ап –ап – ап!

В лужи куклы наступают –

Ап –ап –ап –ап! (шагайте указательными и средними пальцами, буд-то идёт человечек, по коленям)

Ох, промокли ножки,

Посидим немножко (погрозить пальчиком кукле, затем положить руки на колени – сидим, отдыхаем)

«Мишка и мышка»

Предложите ребёнку поиграть в мишку косолапого.

- Мишка косолапый

По лесу идёт!

Шишки собирает,

Песенку поёт. (переваливаться с ноги на ногу как мишка, или качаться на стуле)

(затем приложить руки к голове и проговорить, пища как мышка)

Мышка догоняла,

Мишке помогала.

Шишки высоко! (поднять руки вверх)

Ох, как нелегко! (покачать головой, приложив руки к вискам)



Домашний музыкальный уголок



В свободное время дети зачастую проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют или играют на детских музыкальных инструментах, если таковые имеются дома.

Чтобы деятельность ребёнка развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий ребёнка, в данном случае – создать у себя дома для него настоящий музыкальный уголок, в который, например, можно поместить фотографию своего малыша, играющего на каком-либо музыкальном инструменте.

Музыкальные инструменты при этом разложены на полочках, доступных ребёнку, что бы он в любой момент мог музицировать, воображая себя настоящим артистом!

Итак, основное содержание домашнего музыкального уголка будут составлять музыкальные игрушки (самые различные, благо в магазинах теперь можно наблюдать большое разнообразие «поющих» игрушек).

Какие же музыкальные инструменты могут находиться в таком музыкальном уголке? Сейчас, впрочем, как и всегда, фабричным способом изготовляются всевозможные дудочки, свистульки, барабанчики, погремушки и другие музыкальные игрушки. В магазине без труда можно найти игрушечную гитару, скрипку, органчик, похожий на пианино, но можно сделать такие игрушки и самим. Правда, это будет только подобие инструментов, но и с ними ваш ребёнок будет играть с удовольствием! Не думайте, что вам предлагают изготавливать настоящие инструменты. Те инструменты, которые без труда может изготовить любой родитель, представляют собой, образно говоря, дощечку, верхняя сторона которой раскрашена под гитару, или пианино (только лишь нарисуйте на этой дощечке чёрно – белые клавиши). Это может быть «балалайка», «скрипка», или что-нибудь ещё. Из обычных пластиковых бутылок маленького размера (чтобы ребёнку было удобно держать) можно сделать погремушки, насыпав туда разной крупы. Всё это. плюс ваши усилия, доставит ребёнку удовольствие от собственного музицирования. а также обеспечит его музыкальное развитие в домашних условиях.



МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ К ПЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА



Развитие начальных певческих проявлений на первом году жизни начинается с того, что малыша учат прислушиваться к пению взрослого и отвечать на него звуками своего голоса, гулением. Поэтому главное здесь – теплота и задушевность, выразительный громкий голос, привлекающий внимание малыша, вызывающие у ребёнка эмоциональный отклик. Взрослый, напевая песню, наклоняется к ребёнку и тем привлекает его внимание, вызывает подражательные интонации и создаёт у него радостное настроение. Малышу постарше можно показать музыкальную игрушку, что не только вызовет у ребёнка интерес, но и привлечёт к пению для этой игрушки или про неё.

На третьем году жизни дети уже начинают подпевать за взрослым отдельные звуки, окончания музыкальной фразы. Основная задача взрослого на этапе раннего развития ребёнка – побуждать малыша подпевать, воспроизводя отдельные интонации. Решить же эту задачу помогают песни, отражающие близкие и понятные детям образы (птички, куклы и т. д.).

Занимаясь с малышом, взрослый «провоцирует» его на восклицание или повторяющиеся интонации. Основное на этапе раннего певческого проявления ребёнка – это подражание пению взрослого.

Вызывая интерес к песне, желание её спеть, взрослый применяет, например, игрушку.

Повторяя песню несколько раз (а малыши очень любят повторения), взрослый своим примером просто «заражает» малыша, у ребёнка сразу возникает ответное желание подпевать (т. е. «поддакивать», повторять следом).

Нередко песенки для малышей сопровождаются нехитрыми движениями. И вот ребёнок уже вместе с вами хлопает, притопывает одной ножкой, или крутит пальчиками! 



Как мы занимаемся в музыкальном зале



Для  проявления у детей интереса к движениям под музыку широко применяются разнообразные игровые приёмы, используются различные игрушки. Например, в гости к детям приходит мишка, который «смотрит»,  как малыши двигаются, танцует с ними и для них. Используются игровые действия с предметами: погремушками  (прячут и находят их), платочками («стирают» их и пляшут с ними), флажками (машут, маршируют).

Показывая игру, педагог сразу предлагает в ней участвовать (например, в игре «Бобик и котята» воспитатель показывает детям различные образные движения, а дети повторяют).

Дети ясельного возраста должны уметь ходить под музыку, играть в музыкальные прятки, догонялки, выполнять простые движения с флажками, погремушками, в плясках передавать весёлый характер музыки притопыванием ногой, поворотом кистей рук, приплясыванием (слегка пружинят колени). И в музыкальном зале всё это имеет место. А сколько там всего интересного: например, пианино, поющие игрушки, барабан (кстати, малыши так завороженно на него смотрели, словно хотели сказать: «Дай мне!»), яркие погремушки в большой красивой коробке! Поэтому малышу хочется прийти туда снова и снова. А это же встреча с музыкой, которая не только увлекает, но и развивает вашего малыша!  



Авторизация

438215
Сегодня
Вчера
За неделю
Вся Статистика
80
294
1357
438215